Как воспитывать сочувствие в взаимопомощь

27.03.2024

Цель: расширить представление родителей о важности формирования способности к  сочувствию и взаимопомощи у детей.

 

Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо прежде развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.

В одних и тех же условиях дети ведут себя по - разному. Одни заботливы, чутки, готовы тотчас же придти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку.

Рождение сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов. «Тебе больно?» «Почему ты печальный?» «Котенок, тебе не холодно зимой без валенок?» Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности и недоброжелательности по отношению к ним, искренне тянуться к людям добрым и отзывчивым. Ребенок может заплакать, если видит, что плачет его сверстник. Что это, подражание? Или искреннее сочувствие? Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено?» В этих словах и сочувствие, и желание разделить горе подруги, её боль. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости.

В период дошкольного детства ребенок сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся детской душе. Благородные, хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторить их, пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.

Чтобы воспитать у детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти такие приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживает другой. Большое значение имеет художественная литература, искусство.

Положительные персонажи, герои художественных произведений вызывают у детей симпатию и чувство радости, желание подражать им. Часто герои рассказов и сказок переживают от того, что причинили вред, мучаются до тех пор, пока не исправят свою вину. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные – богатства, ленивые и грубые – ожидаемой награды. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чём выражается зло.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно дети узнают о том, что Добрый человек никогда не обижает друзей, сестёр, братьев, родителей, взрослых. Добрый человек никогда не мучает животных.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Это чувство возникает как ответное на постоянную заботу и любовь родителей к своему ребёнку. Но иногда дети ведут себя эгоистично по отношению к родителям, например, требуют вещи или игрушки, которые купить родители не могут. Порой требуют уделить им внимание, не замечая, что родители устали после работы, грубят, если желание не удовлетворено, не замечают, что родители чем-то огорчены, не догадываются помочь маме по хозяйству.

Отношение к родителям детей, особенно к матери, подробно раскрывается в художественной литературе. Например, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», с трудом преодолевая сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замёрзла. Беседуя с детьми об этом рассказе, необходимо обращать внимание не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость.

У детей надо воспитывать сочувствие также к старым людям, например, к бабушкам и дедушкам. Прекрасной иллюстрацией может служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа». Чувство доброты, любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было Родители и воспитатели должны учить детей заботиться об окружающих их «чужих» людях – о заболевшей соседке, о своих сверстниках.

Можно предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду. Прочитать сказку В. Катаева «Цветик – семицветик». Спасти, помочь, сделать доброе дело задаром – на это необходимо обращать внимание детей.

Как уже отмечали, маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью.

 

поделиться в: