ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УТВЕРЖДАЮ:

______заведующий

ГУО «ДЦРР агр. Вертелишки

Гостинецкая Н.В.

 __________2023 г.

 

Организационно-методическая деятельность

государственного учреждения образования  «Дошкольный центр развития ребенка агрогородка Вертелишки»

по гражданско-патриотическому воспитанию    участников образовательного процесса»

на 2023/2024 учебный год

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1.

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.

- Тематический досуг «Мир и созидание – связь времен и поколений»

- Познавательное развлечение «День народного единства» (17 сентября)

- Оформление папок-передвижек                  «Традиции белорусского народа в воспитании детей дошкольного возраста »

- Конкурс рисунков «Тут я нарадзiўся i ганаруся гэтым»

- Консультация для педагогов «Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

 

Сентябрь 2023

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели,

музыкальный руководитель Гулецкая Р.И.

1.

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

 

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

 

 

13.

 

- Тематическая неделя посвященная Дню Матери.

- Проведение спортивного досуга «Беларускія гульні».                                                                      –Организация выставки совместного творчества детей и родителей  «Осенний вернисаж»

Пополнение мини-музея белорусского народного творчества и быта  “Васілёк “ пособиями и экспонатами.

Создание каталога белорусских народных игр и атрибудов к ним.

Выставка творческих работ из природного материала “Осенний вернисаж”

- Консультация для педагогов

«Святы і абрады беларусаў

- Консультация для педагогов

«Психологические основы патриотического воспитания дошкольников».

- Изготовление памятки «Как воспитать маленького патриота?»

- Анкетирование родителей по изучению представлений о народных традициях

- Анкетирование педагогов  по изучению отношения к народным традициям

- Изготовление информационных бюллетеней «Традиции белорусского народа в воспитании детей дошкольного возраста».

- Общее   родительское собрание                                    «Приобщение  детей дошкольного возраста к культурным ценностям белорусского народа »

 

 

 

Октябрь 2023

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели,

музыкальный руководитель Гулецкая Р.И.

1.

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

- Выставка детских рисунков «Мая  Радзіма – Беларусь»

- Экскурсия для детей старших групп в библиотеку Вертелишковского  ДК

«Мой родны кут, як ты мне  мілы…»

 

Изготовление дидактических пособий  “Традиции белорусского народа”, “Белорусский национальный костюм”, “Декоративно-прикладное искусство Беларуси”.

- Консультация для педагогов

«Культурные традиции                        белорусов в патриотическом воспитании»

- Семинар- практикум    для педагогов                                            «Приобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре»

- Интегрированное занятие по образовательным  областям  “Ребенок и общество”, “Изобразительное искусство”  в старшей группе  на тему патриотического воспитания.  Занятие по образовательной  области “Развитие речи и культуры речевого общения” по приобщению воспитанников  к белоруской культуре

- Информация в родительских уголках   по ознакомлению детей с социальным окружением и развитию у них патриотических чувств.

- Консультация «Формирование представлений у детей дошкольного возраста о малой родине в процессе ознакомления с окружающим и социальным миром»

 

Ноябрь 2023

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

Воспитатели,

Музыкальный руководитель Гулецкая Р.И

Руководитель физвоспитания Казак Е.В.

1.

 

 

 

2.

 

3.

- Пополнение методической копилки материалами, конспектами по теме гражданско-патриотического воспитания дошкольников

- Фотовыставка: «Путешествие по Беларуси»

- Консультация  для родителей «Формирование представлений у детей дошкольного возраста о малой родине в процессе ознакомления с окружающим и социальным миром»

 

Декабрь 2023

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели

1.

 

2.

- Музыкально-фольклорный праздник «Каляда, каляда! Весяліся, грамада!»

- Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников через музыкальное развитие»

Январь 2024

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели,

Музыкальный руководитель Гулецкая Р.И.

1.

 

2.

 

 

3.

4.

 

- Оформление фотогазет к Дню Защитников Отечества

- Музыкальный праздник посвященный Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь

- День белорусского языка

- Фольклорный праздник «Масленица»

 

Февраль 2024

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели,

Музыкальный руководитель Гулецкая Р.И.

1.

2.

3.

 

4.

- Утренники посвященные 8 Марта

 - Фотовыставка  «В маминых объятиях»

- Выставка детских рисунков «Мая мама лучше всех!»

-Оформление фотозоны «Мамин день»

 

 

Март 2024

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели

1.

 

2.

 

3.

 

4.

- Физкультурный праздник «Всей семьей – на старт!»

- «Вялікдзень – свята сонца і вясны” – фольклорный праздник

- Оформление фотозоны                             «Я прадеда помню – я прадедом горжусь!»

- Консультация для педагогов -«Что должен знать ребенок о Дне Победы»

 

Апрель 2024

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

5.

 

 

 

 

6.

 

 

7.

- Музыкальный праздник «День труда».

Выставка рисунков «Они сражались за Родину».

- Тематический  праздник посвященный Дню Победы «Светлый праздник всей Земли!»

- Экскурсия к мемориальному комплексу «Скорбящая мать» в агр. Вертелишки.

 -  Участие в акция «Мы помним…».

- Тематический  праздник «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного  флага  Республики Беларусь» (вторая неделя мая).

- День семьи (15 мая). Совместный с детьми спортивный досуг «Спортивная семья».

- Оформление фотовыставки «Путешествие по достопримечательностям нашего города Гродно».

 

 

 

Май 2024

Зам. зав. Семенович Н.Л.,

воспитатели,

Музыкальный руководитель Гулецкая Р.И.

 

Маршрут выходного дня для детей дошкольного возраста  и их  родителей  

«Памятные места г.Гродно и агр. Вертелишки»

 

Наименование  памятника

Местонахождение

1.Танк Т -34 установленный в честь воинов, участвующих в освобождении г.Гродно 16 июля 1944 года

г. Гродно, Советская площадь

2.Курган Славы – мемориальный комплекс увековечащий память воинов, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Здесь же находится парк техники и вооружения. Одна из главных ценностей экспозиции – самолет разведчик СУ – 24 МР.

г.Гродно , проспект Космонавтов

3. Братская могила воинов и партизан.

г.Гродно,  парк Ж-Э.Жилибера

4. Мемориальный комплекс «Скорбящая Мать»

агр. Вертелишки, ул .Советская

6 мая состоялся тематический досуг "Благодарим за победу!". Дети узнали о подвигах нашего народа в годы великой отечественной войны, рассказали стихи на военную тематику, исполняли песни. Приняли активное участие в игровых эстафетах.

Геноцид не имеет срока давности: сегодня на базе Вертелишковского ЦК   состоялась диалоговая площадка, где говорили о ключевых событиях 1941-1945 годов.

 С каждым годом рядом с нами все меньше не только ветеранов войны, но и свидетелей трагических событий военных лет. И это становится поводом для «передергивания» фактов и искажения исторической правды со стороны отдельных лиц.

Участники диалоговой площадки посетили  выставку, которая посвящена геноциду белорусского народа в годы войны. Перед участниками выступила  Чернущик Елена Тадеушевна, заместитель председателя СПК "Прогресс -Вертелишки" по идеологической работе, а также учитель истории Бартенева Татьяна Павловна.

7 апреля  совместно с СПК "Прогресс-Вертелишки"  состоялась туристическая поездка в рамках Года исторической памяти. Представители посетили мемориальный комплекс Хатынь. Отдали дань погибшим в годы Великой Отечественной войны, возложили цветы, посетили линию Сталина.

В разных уголках Беларуси, потерявшей в 1941-1945 годах каждого третьего жителя, созданы символичные мемориальные комплексы, установлены монументы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войны на этой многострадальной земле.

Сегодня в стране около 9 тысяч памятников и захоронений Великой Отечественной войны. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир.

Монумент Победы в Минске

Монумент Победы в Минске

г. Минск, площадь Победы

Архитектурно-скульптурный комплекс "Минск – город-герой"

Комплекс "Минск – город-герой"Стела "Минск – город-герой", возведенная в 1985 году в честь 40-летия Великой Победы, сегодня входит в грандиозный ансамбль Музея истории Великой Отечественной войны. В 1974 году Минск получил звание Города-героя за мужество и отвагу его жителей во время фашистской оккупации, которая продолжалась 1100 дней и ночей. Венчает 45-метровый обелиск Звезда Героя, а у подножия выгравирован текст о присвоении городу почетного звания. Дополняет ансамбль бронзовая скульптура женщины с высоко поднятыми фанфарами – символ Родины-матери. В наши дни у стелы "Минск-город-герой" проходят грандиозный военный парад и шествие в главный государственный праздник –День Независимости.

г. Минск, проспект Победителей

Государственный мемориальный комплекс "Хатынь"

Мемориальный комплекс "Хатынь"

Минская область, Логойский район

Мемориальный комплекс "Дальва"

Мемориальный комплекс "Дальва"

Минская область, Логойский район

Мемориальный комплекс "Курган Славы"

Мемориальный комплекс "Курган Славы"

Минская область, Смолевичский район

Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"

Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"   

Минский район

Мемориальный комплекс "Бресткая крепость-герой"

Мемориальный комплекс "Бресткая крепость-герой"
 

г. Брест

Мемориальный комплекс освободителям Пинска

Мемориальный комплекс освободителям ПинскаВ сердце мемориала, посвященного героям-освободителям Пинска – братская могила, где покоится прах 244 солдат, памятник бронекатеру БК-92 и символичный знак, установленный на месте высадки десанта Днепровской флотилии. Рядом восстановлен знаменитый "Дот Молчанова": в 1944 году здесь размещался командный пункт майора Георгия Молчанова, который командовал 1323-м стрелковым полком. Именно отсюда пришло первое сообщение об освобождении Пинска. В наши дни воссоздан интерьер легендарного штаба, а вэкспозиции можно увидеть планы военных операций, карты, журнал памяти солдат… После реконструкции в мемориальном комплексе появился музей военной техники под открытым небом.

Брестская область, г. Пинск

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"

г. Могилев

Мемориальный комплекс "Землянка"

Мемориальный комплекс "Землянка"Огромная партизанская "землянка" из бетона, а также стела с памятной надписью появились в 1982 году на 1-м километре шоссе Могилев – Чаусы. В этих местах в начале Великой Отечественной войны находился штаб Западного фронта. Здесь1 июля 1941-го с участием маршалов Советского Союза К.Ворошилова и Б.Шапошникова состоялось первое совещание по защите Днепровского рубежа и созданию подпольных отрядов в тылу врага. А спустя несколько суток началасьгероическая оборона Могилева, на подступах которого 23 дня и ночи стояли 172-я (генерал М.Романов) и 110-я (полковник В.Хлебцев) стрелковые дивизии 61-го стрелкового корпуса 13-й армии, другие подразделения Красной Армии, продвигающиеся с запада, и народные ополченцы, вставшие на защиту родного города. 

Могилевский район

Мемориальный комплекс "Памяти сожженных деревень Могилевской области"

Стена памяти сожженных деревень Могилевской областиМемориальный ансамбль в деревне Борки Кировского района хранит память о сожженных в годы Великой Отечественной войны селениях Могилевщины. Так сложилось, что мест, разделивших судьбу печально известной на весь мирХатыни, в Беларуси – сотни. Трагические истории многих из них легли в основу знаменитой документальной книги "Я з вогненнай вёскi" белорусских авторов Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника, которые записали для потомков правдивый рассказ более чем 300 свидетелей тех дней… В кровавом списке и деревня Борки, которую 15 июня 1942 года каратели сожгли вместе с жителями. Спустя десятилетия здесь возведены Стена памяти и шесть плит с названиями уничтоженных деревень, колокола и часовня в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших".

Могилевская область, Кировский район, д. Борки

Мемориал воинской славы "Лудчицкая высота"

Мемориал воинской славы "Лудчицкая высота"Могилевская область, Быховский район

Мемориальный комплекс в честь воинов 1-го Белорусского фронта и партизан

Мемориальный комплекс в честь воинов 1-го Белорусского фронта и партизан Мемориальный комплекс в Сычково посвящен солдатам и партизанам, которые в июне 1944-го участвовали в решающем этапе освободительной операции"Багратион". В "Бобруйском котле" была разгромлена 40-тысячная немецкая группировка армий "Центр". В 1967 году местные жители увековечили подвиг героев-освободителей в Кургане Славы, внутри которого заложены капсулы с землей из 70 братских могил. На 18-метровом постаменте возвышается скульптурная композиция двух солдат, а рядом – 6 стел с изваяниями погибших Героев Советского Союза: Ивана Орла, Николая Колодко, Александра Черныша, Михаила Селезнева, Ивана Масловского и Николая Изюмова. В наше время мемориал дополнили Ворота Славы и 13 памятных досок в честь Героев Советского Союза, погибших при освобождении края.

Могилевская область, Бобруйский район, д. Сычково

Мемориальный комплекс "Площадь Победы" в Витебске

  Мемориальный комплекс "Площадь Победы" в Витебске

г. Витебск

Мемориальный комплекс "Катюша" ("За нашу советскую родину!")

Мемориальный комплекс "Катюша" в ОршеНа берегу Днепра в Орше возвышается монумент легендарному орудию Победы– боевой машине реактивной артиллерии БМ-13, которую советские воины назвали "Катюшей". Ее устройство и ошеломительный эффект огненного смерча долгие годы оставались для немцев тайной. И именно в Орше 14 июля 1941-гопрозвучали первые боевые залпы "Катюши": экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И.Флёрова нанесла удары по эшелонам врага на железнодорожной станции и позициям у речной переправы. Мемориал объединяет 6 устремленных ввысь "минометных пусковых установок" из бетона, а в центре на пьедестале установлена точная копия "Катюши" образца 1941 года. У входа в комплекс – черный куб с памятной надписью о первом ударе знаменитого орудия.

Витебская область, г. Орша, ул. Могилевская

Мемориальный комплекс "Проклятие фашизму"

Мемориальный комплекс "Проклятие фашизму"Мемориал "Проклятие фашизму" посвящен трагедии Докшицкого района, где в годы Великой Отечественной войны погибли более 20 тысяч человек, а 97 деревень были стерты с лица Земли. Для Шуневки и 66 ее жителей последний день настал 22 мая 1943-го: всех взрослых каратели заживо сожгли в сарае, а беззащитных детей бросили умирать в колодец. Памятью о жестоко отнятых юных жизнях стал "сруб колодца", внутри которого – "сломанный" воздушный змей из бронзы с выгравированными детскими именами. В центре мемориала – высокие"Ворота печали", где женщина-мать отчаянно возносит руки к небу. Над ней – три колокола, один из которых расколот и не звонит как символ вечной памяти о погибших. На земле, где когда-то стояли дома, сейчас лишь 22 фундамента со ступенями и "застывшим пламенем", хранящим имена хозяев…

 Витебская область, Докшицкий район, д. Шуневка

Мемориальный комплекс "Прорыв"Мемориальный комплекс "Прорыв"

Впечатляющий комплекс создан на месте легендарного прорыва фашистской блокады партизанами Полоцко-Лепельской зоны – одной из крупнейших в оккупированной Беларуси. Настоящая партизанская республика с центром в Ушачах существовала с осени 1942 года, а весной 1944-го немцы бросили против 17 тысяч партизан 60 тысяч карателей, авиацию, танки, артиллерию. И все же трагической ночью с 4 на 5 мая партизаны разгромили врага, выведя из окружения 16 тысяч мирных жителей… В братской могиле "Прорыва" похоронены сотни воинов, еще больше имен увековечены на плитах. Мемориал открываетбронзовая карта обороны, а далее дорога-стрела проходит между огромных глыб, указывая направление главной атаки, где с автоматом в руках "бежит" бесстрашный воин. Рядом – 16 дубов как символ стойкости 16 партизанских бригад.

Витебская область, Ушачский район, д. Паперино

Мемориальный комплекс "Курган Славы" в Гомеле

Мемориальный комплекс "Курган Славы" в ГомелеГомельский "Курган Славы" создан в 1967 году в честь подвига воинов и партизан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У подножия мемориала заложены капсулы с землей из более чем 200 мест Беларуси, России и Украины, где проходили крупнейшие военные сражения, в том числе из прославленных городов-героев: Москвы, Киева, Ленинграда, Одессы и главной цитадели Беларуси – Брестской крепости. Внутри памятника находится послание будущим поколениям – капсула времени, которую необходимо вскрыть в 2017 году в честь 100-летия Октябрьской революции и полувекового юбилея комплекса. В 2013 году в ходе масштабной реконструкции к 70-летию освобождения Гомеля у Кургана Славы появился Вечный огонь.

г. Гомель

Мемориальный комплекс "Лоев"

Мемориальный комплекс "Лоев"Мемориальный комплекс в Лоеве посвящен героям одного из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – операции по форсированию Днеправ октябре 1943 года. Еще в 1966 году в центре городского поселка был установлен 18-метровый обелиск – уменьшенная копия монумента Победы в Минске. Послереконструкции к 70-летию Великой Победы вся центральная площадь превратится в мемориальный ансамбль. На открытой экспозиционной площадкеМузея битвы за Днепр по обе стороны от аллеи Славы установлены образцы участвующей в сражении военной техники. На мемориальных плитах увековечены сотни имен. За невероятное мужество в боях на Лоевском плацдарме 323 воина были удостоены звания Героя Советского Союза – уникальный факт в истории Великой Отечественной войны.

Гомельская область, г.п. Лоев

Мемориальный комплекс "Память"

Мемориальный комплекс "Память" в ДобрушеГомельская область, г. Добруш

Мемориальный ансамбль в честь воинов Белорусского пограничного округа

Мемориальный ансамбль в честь воинов Белорусского пограничного округа в ГродноМемориал, возведенный в 2004 году в центральной части Гродно, посвящен советским воинам, которые героически защищали рубежи страны с самых первых дней Великой Отечественной войны. На фоне пограничных столбов – символов 15 союзных республик – возвышается бронзовая скульптура трех воинов, которые, надежно закрывая границу своими телами и сжимая в руках оружие, проходят через огненные стены обороны. Лейтмотивом композиции стала надпись – "Погибшим, но не побежденным воинам-пограничникам Белорусского пограничного округа". Ансамбль дополняют гранитные плиты, символизирующие братские могилы тех мужественных солдат, которые 21 июня 1941 года первыми вступили в бой с врагом.

г. Гродно

Мемориалы на месте лагерей смерти и гетто

Мемориальный комплекс "Тростенец"

Концепция мемориального комплекса "Тростенец"Созданный фашистами кровавый лагерь "Тростенец" стал самым крупным на территории Советского Союза и четвертым в Европе после печально известных "Освенцима", "Майданека" и "Треблинки". По официальным данным, на "фабрике смерти" в окрестностях Минска погибли 206,5 тысячи человек, но есть свидетельства, что жертв было гораздо больше. "Тростенец" объединял несколько мест жестокой расправы: трудовой концлагерь у деревни Малый Тростенец, урочище Благовщина, где проводились массовые расстрелы, урочище Шашковка, где тела убитых жгли в огромной "яме-печи"… К 70-летию Великой Победы на территории бывшего лагеря смерти был основан грандиозный мемориальный комплекс – символ национальной и общечеловеческой памяти о жертвах нацизма.

В "Тростенце" фашисты уничтожали мирных жителей и военнопленных, узников Минского гетто, участников подполья и партизан, евреев, вывезенных из Польши, Австрии, Германии, Чехословакии и других европейских государств…

г. Минск

Мемориал "Яма", посвященный жертвам Холокоста

Мемориал "Яма" в МинскеМемориал "Яма" в Минске – трагическое напоминание о бесчеловечности нацистов, символ вечной боли и скорби. Во время Великой Отечественной войны в оккупированной белорусской столице было создано одно из крупнейших в Европе гетто для уничтожения евреев: к концу октября 1943-го здесь истребилиболее 100 тысяч человек. Среди многочисленных убийств и погромов в историю вошла кровавая бойня 2 марта 1942 года, когда фашисты расстреляли более 5 тысяч евреев, в том числе 200 сирот из детского дома вместе с воспитателями и медперсоналом… Тысячи тел людей, убитых в Минском гетто, сваливали в яму, где сейчас находится впечатляющий мемориал. В его центре – памятный обелиск из черного мрамора, установленный еще в 1947 году, а к вымощенной вручную глубокой яме ведёт лестница-композиция "Последний путь": 27 бронзовых фигур, словно безликие тени, спускаются, чтобы быть убитыми.

Около "Ямы" посажена аллея Праведников народов мира, где увековечены имена белорусов, которые под страхом смерти спасали людей еврейской национальности. Всего в годы войны на территории Беларуси существовало свыше 100 гетто, куда для ликвидации привозили евреев из Германии, Польши, Австрии и других стран…

г. Минск, ул. Мельникайте

Мемориальный комплекс "Детям – жертвам войны"

Мемориальный комплекс "Детям – жертвам войны"

Гомельская область, Жлобинский район, д. Красный Берег

Мемориальный комплекс "Озаричи"

Мемориальный комплекс "Озаричи"Жестокий лагерь смерти просуществовал всего две недели, но за это время фашисты успели истребить не менее 20 тысяч человек. В марте 1944 года его создали по приказу Гитлера в окрестностях деревни Озаричи на Полесье, чтобы не только замучить пленных, но и ослабить наступающую Красную Армию. Сюда – в край болот – свозили больных сыпным тифом и другими инфекциями, которые могли быстро распространиться среди местных жителей и советских солдат. На территории Озаричской зоны смерти, объединявшей несколько мест, не было построек: женщин, детей и стариков держали под открытым небом, а подступы к лагерю были заминированы. Из этого ужаса освободители спасли свыше 30 тысяч пленников, среди которых больше половины – дети. В 1965 году был создан мемориал, объединяющий три белые стелы – символ Озаричских лагерей – на которых изображены узники и высечены имена.

В 2004 году открылся музей памяти жертв Озаричской зоны смерти, где собраны уникальные материалы: воспоминания и записи голосов очевидцев, документы, фотографии, переписка с бывшими узниками и освободителями…

Гомельская область, Калинковичский район

Мемориальный комплекс "Луполовский лагерь военнопленных"

Мемориальный комплекс "Луполовский лагерь военнопленных"В августе 1941 года на окраине Могилева в предместье Луполово фашисты создали лагерь для советских военнопленных. Заключенных морили голодом, подвергали допросам и жестоким пыткам: ежедневно за колючей проволокой, через которую был пропущен электрический ток, умирали до 250 человек. Всего в лагере погибли около 80 тысяч военнопленных, и только имена 389 из них известны. Одним из узников был и генерал Михаил Романов – командир знаменитой 172-й стрелковой дивизии, героически оборонявшей город в июле 1941-го. В память о погибших на месте лагеря смерти в 1948 году появился первый памятник, а в 1984-м – в честь 40-летия освобождения Могилева –  был открытмемориальный комплекс.

На месте Луполовского концлагеря находится также братская могила воинов 238-й и 369-й стрелковых дивизий 2-го Белорусского фронта, которые участвовали восвобождении Могилева в июне 1944 года.

г. Могилев

Маральна-патрыятычнае выхаванне дзяцей ва ўстанове дашкольнай адукацыі і сям'і»

Семінар-практыкум

Чарнушчык Ірына Раманаўна,
намеснік загадчыка па асноўнай дзейнасці
ДУА «Дашкольны цэнтр развіцця дзіцяці агр.Вертелишки»

Мэта: актуалізаваць веды педагогаў па маральна - патрыятычнаму выхаванню дзяцей ва ўстанове дашкольнай адукацыі і сям'і; выявіць ўласныя патэнцыйныя магчымасці для ўдасканалення прафесійнай кампетэнтнасці.


Папярэдняя работа: 
• Рэкамендацыі бацькам па азнаямленню дзяцей з сацыяльным асяроддзем і выхаванню ў іх патрыятычных пачуццяў. (Дадатак 1) 
• Дыягностыка ўзроўню гатоўнасці педагогаў да далучэння дзяцей да беларускай народнай культуры. (Дадатак 2)

Ход семінара
    Вядучы: - Праблема патрыятычнага выхавання падрастаючага пакалення з'яўляецца адной з найбольш актуальных. Для беларусаў асабліва востра стаіць праблема фарміравання павагі да свайго народу, роднай мовы, культурна-гістарычнай спадчыны, выхавання нацыянальнай самасвядомасці.
    Менавіта ў дашкольным узросце закладваюцца асновы каштоўнасных адносін да навакольнага свету, роднай краіне.                                              Задача педагогаў і бацькоў: як мага раней абудзіць у выхаванцаў любоў да роднай зямлі, уменне бачыць прыгажосць роднай прыроды, з першых крокаў фармаваць рысы характару, якія дапамогуць дзіцяці стаць грамадзянінам грамадства, выхаваць любоў і павагу да сям'і, роднай хаце, дзіцячаму саду, свайму гораду, пачуццё гонару за дасягненні краіны, любоў і павагу да войска, развіваць цікавасць да даступных дзіцяці з'явам грамадскага жыцця.
Ўзаемадзеянне педагогаў і бацькоў - неабходная ўмова паспяховага фарміравання ў дзяцей асноў патрыятызму. Яны павінны дзейнічаць па адзінай праграме, выконваць адзіныя задачы і дапамагаць адзін аднаму.
    Разгляданне праекта планавання тэмы «Сям'я» ў адукацыйным працэсе (педагогі прэзентуюць варыянты).


 Практыкум: гульня- практыкаванне "Закончы прапанову»
Педагогам раздаюцца карткі, на якіх трэба скончыць сказ:
-У мяне ёсць бабуля. Я хачу ёй пажадаць ...
-Я люблю сваю сям'ю, таму што ...
- У нашай сям'і ёсць цікавая традыцыя - ...
-Самае  любімае свята ў нашай сям'і ..., Так як ...
-Самы шчаслівы дзень у маёй сям'і, калі ...
-У сям'і сумна, калі ...
 - Мая сям'я - мая крэпасць. Гэта пра вас? ... Чаму?
(дадзеную гульню рэкамендуецца правесці з дзецьмі старэйшай групы).
Вядучы: Дзецям старэйшага дашкольнага ўзросту варта распавядаць пра дзяржаўныя і народныя святы; дэкаратыўна-прыкладное мастацтва; народны лялечны тэатр. Знаёміць з выдатнымі мясцінамі сталіцы рэспублікі, роднага горада, вёскі. Праца па кожнай тэме прадугледжвае выкарыстанне розных формаў: мэтавыя прагулкі, экскурсіі, гульні, гутаркі з дзецьмі, апавяданні выхавацеля, разгляданне альбомаў, ілюстрацый, прагляд відэа-прэзентацый, заняткі, святы і г.д.
Варта падкрэсліць, што для дзяцей дашкольнага ўзросту характэрна кароткачасовасць інтарэсаў, няўстойлівая ўвага, стамляльнасць, вобразнасць і канкрэтнасць мыслення. Таму праца па патрыятычным выхаванні павінна праходзіць з шырокім выкарыстаннем педагагічных сродкаў: ілюстрацыйных матэрыялаў, мастацкай літаратуры, музычных твораў, прадметаў народна-прыкладнога мастацтва, відэа-прэзентацый на беларускай мове.
У планаванне адукацыйнага працэсу з дзецьмі сярэдняга і старэйшага дашкольнага ўзросту, неабходна ўключаць такія тэмы, як: «Мая сям'я», «Мой любімы дзіцячы сад», «Я і маё імя», «Наша Радзіма - Беларусь», «Нашы абаронцы», «Вялікае свята - Дзень Перамогі».
Выкарыстоўваць разнастайныя віды арганізацыі гульнявой дзейнасці:
• Ролевыя гульні, заснаваныя на мадэляванні сацыяльнага зместу дзейнасці, традыцыях правядзення свят і абрадаў: «Бабулін падворак", "Калядныя вечар", "Свята беларускіх гульняў".
• Рухавыя гульні, якія адлюстроўваюць нацыянальныя традыцыі: "Лянок," “Проса "," Гарлачыкі "," Млынок "," Пастух і статак ", “Запляціся, пляцень ".
• Гульні-драматызацыі па матывах беларускіх песенек і казак: “Дамавік", "Як Варона салаўём прыкінулася".
Гульні - падарожжа: «Экскурсія па горадзе», «Паездка ў Менск», «Падарожжа па рэках ды азёрах Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі".
• Дыдактычныя гульні: «Хто дзе жыве", "Таямніцы запаведнага лесу", "Рэкі і азёры Беларусі", "Падарожжа па карце  Беларусі".
• Гульні спаборніцкага характару, якія стымулююць актыўнасць дзяцей у набыцці і дэманстрацыі ведаў нацыянальных асаблівасцяў, традыцый, фактаў гісторыі: конкурсы-віктарыны «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе", "Вытокі", "Крыжаванкі".
Гульнятэка «Размаўляем па-беларускі"
Вядучы: - Зараз, мы з вамі, адправімся ў краіну дзяцінства і трошкі пагуляем.
Гульня «Куфэрак слоў" 
У куфэрку знаходзяцца карткі на якіх напісаныя словы на рускай і беларускай мовах. Трэба дастаць па адной картцы, а потым аб'яднацца ў пары, каб атрымалася «рускае слова - беларускі пераклад":
Базар – кірмаш
Баня – лазня
Барин – пан
Бумага –папера
Буква- літара
Богатырь – асілак
Великан – волат
Вкус- смак
Ворон –крумкач
Жажда – смага
Жалоба – скарга и г.д.
Гульня «Адгадай беларускую казку» 
Раздаюць карткі з урыўкамі з тэкстаў казак. Педагог павінен зачытаць урывак і назваць казку.


• Аднойчы пайшоў Коцік на паляванне, а Пеўнік зачыніў за ім дзверы ды пачаў абед  варыць. Бяжыць Лісіца,  убачыла хатку, падскочыла да акенца:                                                                                                                      - Гэй, хто тут гаспадар? ...
("Коцік, Пеўнік І Лісіца")


• Жылі на адным двары курачка Сакатушка, гусак Шыпун ды індык Балбатун. Курачке даглядала сваіх куранятак, грэблася на сметніку, шукала зярнятак. А гусак Шыпун і індык Балбатун толькі шпацыравалі ўзад і ўперад па двара, як важныя паны, ды заўседы вялі між сабою спрэчкі аб тым, хто з іх важнейшы і разумнейшы ... 
("Пшанічны каласок")

• Жылі - былі Курачка і Пеўнік. Курачка яйкі несла, а Пеўнік зярняткі здабываў, Курачку частаваў. Выграбе з  ямкі зярнятка і кліча Курачку:                 -Ко-ко-ко, Чубатка, знайшоў зярнятка!                                                               Вось аднойчы выграб Пеўнік вялікую бобіну ... 
("Як Курачка  Пеўніка ратавала")
Далей вядучы паказвае цацкі (зайка, мядзведзь, сабака, кот) і прапануе назваць казкі, героямі якіх з'яўляюцца гэтыя жывёлы.                                       (Зайка - "Зайкава хатка", "Заяц - хваста", "Як кот звяроў напалохаў", "Хвасты", "Калабок" і г.д.)
Гульня  «Дапоўні прыказку" 
Педагогі дзеляцца на дзве каманды, бяруць карткі на якіх напісана пачатак і канец прыказак. Задача:  лагічна  і правільна злучыць часткі прыказак: 
-Хто капейку ня беражэ ... (той сам рубля не варты) 
-Не ўмеў шанаваць .. (ідзі жабраваць) 
-Дарагая тая хатка ... (дзе радзіла мяне матка)
 -Няма смачней  вадзіцы .. (якая з  роднае крыніцы) 
-Родная зямля мякчэй ... (за чужую пярыну)
- У чужой старонцы ... (не так свеціць сонца)
Гульня “Што? Дзе? Калі?”
 Вядучы прапануе адказаць на пытанні:
- Што з'яўляецца самым галоўным прыродным багаццем нашай Радзімы? (Лес.)
- Які запаведнік на тэрыторыі нашай краіны лічыцца адным з самых вядомых у свеце? (Белавежская пушча.)
- Ад чаго пайшла назва пушчы? (Ад назвы крэпасці, якая была пабудавана на ўскраіне лясных масіваў шмат гадоў таму і называлася «Белай Вежай».)
- Якая  жывёла  самая  вялікая  ў  Беларусі ? (Зубр.)
- Якая  жывёла лёгка бегае  па топкіх дрыгвах? (Лось.)
-  Якая  расліна у нас лічыцца  каралеўнай лугоў? (Канюшына.)
- Сімвалам якого музычнага конкурсу стаў васілёк? (Славянскі базар у        Віцебску.)   
- Чаму нашу краіну называюць сінявокай? (Шмат рэк і азер.)
- Назавіце пяць рэк Беларусі. (Дзвіна, Дняпро, Нёман, Прыпяць, Сож.)
-Які колер пераважае на карце Беларусі? (Зялёны, бо шмат лясоў.)
Вядучы: - Вялікі ўплыў на маральнае і эстэтычнае развіццё дзіцяці аказвае народная культура. Шматвякавы вопыт чалавецтва паказаў важнасць далучэння дзяцей да культуры свайго народа, звароты да айчыннай  спадчыны.
Рэфлексія "Тры колеры»
Кожны ўдзельнік атрымлівае па тры  рознакаляровых лістка.
На белым лістку неабходна напісаць той важны момант, які ўдзельнік вынес з мерапрыемства, гатовы забраць з сабой, выкарыстоўваць у сваёй дзейнасці.
На зялёным лістку - тое, што аказалася непатрэбным, бессэнсоўным.
Чырвоны ліст - гэта тое, што апынулася цікавым, але пакуль не гатовым да ўжывання ў сваёй дзейнасці.
 Затым усе меркаванні зачытваюцца, падводзіцца вынік.

Дадатак 1.
Рэкамендацыі бацькам па азнаямленню дзяцей з сацыяльным асяроддзем і выхаванню ў іх патрыятычных пачуццяў

1.Вяртаясь з дзіцём з дзіцячага садка, прапануйце яму гульню «Хто больш заўважыць цікавага па дарозе?». Такім чынам, Вы можаце дапамагчы яму ўбачыць тое, што найбольш важна ў выхаваўчых адносiнах : праца людзей, пераўтварэнне аблічча горада, пасёлка і г.д.
2.Расказвайце  дзіцяці пра сваю працу, пра тое, якую карысць прыносіць плён вашай працы грамадству. 
3.Вучыце дзіцяці беражліва ставіцца да навакольных яго рэчаў. Матывуйце гэта тым, што кожная рэч - гэта вынік працы.                          4.Расказвайце дзецям пра гісторыю краіны, горада, яго мінулым і сучаснасці ў свабоднай і ненадакучлівай форме, разам чытайце адпаведную літаратуру.
 5.Ажыццяўляць  займальныя падарожжа па нашай краіне можна, маючы пад рукой глобус, карту або проста ілюстрацыі. Дзіцяці варта навучыць нескладанай тэхніцы паказу і перыядычна прапаноўваць яму «павандраваць».
6.Любоў да радзімы - гэта і любоў да прыроды роднага краю. Карысна адпраўляцца з дзіцем на прыроду, каб палюбавацца прыгажосцю лесу, спевам птушак і г.д.
7. Выхаванне асобы дзіцяці адбываецца і тады, калі мы прылучаем дашкольніка да мастацтва краіны, да народнай творчасці, калі распавядаем пра людзей, якія ўславілі нашу Радзіму.

Дадатак 2.
Дыягнастычная карта па вызначэнні ўзроўню гатоўнасці 
педагогаў да прылучэнню выхаванцаў 
да беларускай народнай культуры

Імя па бацьку педагога _________________________________________
Стаж педагагічнай працы _______________________________________

№    Паказчыкі гатоўнасці
    Ведаю, валодаю (у даскана-
ласці)
    Валодаю, ведаю (у агульным выглядзе)
    Не ведаю, не валодаю

1    Веданне і разуменне задач далучэння дзяцей да беларускай народнай культуры            
2    Веданне методыкі па азнаямлен-ню дзяцей дашкольнага ўзросту з фальклорам            
3    Веданне методыкі выкарыстання пакоя беларускага побыту            
4    Веданне абрадаў і традыцый беларускага народа            
5    Веданне гісторыі і культуры беларускага народа            
6    Прымяненне  гульнявой матывацыі на розных узроставых этапах дашкольнага дзяцінства            
7    Уменне выразна і інтанацыйна чытаць дзіцячую літаратуру            
8    Уменне арганізоўваць для дзяцей тэатралізаваныя  святы, забавы і г.д.            
9    Уменне  ўсталёўваць добразычлі-выя адносіны з дзецьмі            
10    Уменне далучаць бацькоў да беларускай народнай культуры.            


Літаратура

1.Пралыгіна  Н.В. Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці/ Н.В. Пралыгіна. – Мазыр,  ТАА ВД “Белы Вецер”, 2010.
2.Дубініна Д.М. Родная  прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі/ Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін.  - Мінск : НІА, 2012.
3.Ладутько  Л.К. Познаем мир и себя: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Л.К. Ладутько, С.В.Шкляр. – Минск: УП “ИВЦ Минфина”, 2004.
4. Паўлаў С.Б. Праменьчыкі выхавання патрыятызму: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі/ В.С. Красюк, М.М. Сцепчанка, К.В.Шавяленка.- ТАА  ВД “Белы Вецер”, 2009.
5. Цяленчанка В.М. “Мой родны кут…” : зборнік метадычных матэрыялаў па патрыятычным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту /В.М. Цяленчанка. – Мазыр : ТАА ВД “Белы Вецер”, 2006.

В работе по патриотическому воспитанию существенное значение имеет создание   предметно-развивающей среды.
В младших группах основная цель патриотического воспитания – ознакомление с ближайшим окружением.
Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» ( родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
-тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);
-фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
-тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» ( девочки и мальчики, игры  в разных ситуациях, занятия и т.д.);
- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
-тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»);
2. материал для ознакомления детей с малой родиной : макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.
3. Материалы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры: предметы старины, бел. игрушки (куклы из льна, соломы, ткани, ниток); куклы из дерева, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (свистульки, глиняные игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву); куклы в национальных  костюмах.
4.Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.)
Средняя группа.
Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город, поселок и его достопримечательности», « Знаменитые люди, земляки», «Приобщение к истокам белорусской народной культуры».
Пополняются материалы по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики.
Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, поселка и его знаменитым жителям, городской флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
Материалы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры: бел. игрушки, куклы, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства; различные макеты (крестьянская изба, крестьянское подворье); куклы в национальных костюмах, дидактические игры.
Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.)
Элементы государственной символики (флаг, герб).
Материалы, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Старшая группа.
Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым Белорусии.
Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы “Герб моей семьи”, “Генеалогическое древо”.
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: “История возникновения города”, “Промышленность города”, “Наука, образование и культура”, “Знаменитые земляки”, “Город Гродно в годы сВеликой Отечественной войны”, “ Наше духовное наследие” , “Достопримечательности города”, “Архитектура”, “Спорт”. Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика города. Макеты.
Тематическая папка “Мой край”: карта и символика Гродненской области; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история города,  поселка  и их настоящее; сельское хозяйство).
Карта Белорусии. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах Белоруси, о природных зонах,  о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Счимволика Белоруси 9герб, флаг, гимн). 
Тематические папки с иллюстрациями: “Наши предки – славяне”, “ Великая Отечественная война”, “ Наша армия”,                    “ Памятники воинской славы”. Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (древняя крепость, воепнная техника).
Материалы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуре: иллюстрации и тематические папки “Предметы старины”, “Из истории бел. костюма”, “Народные праздники”, “Народный календарь”,  бел. игрушки, куклы из соломы, льна. ткани, обереги, предметы декоративно-прикладного искусства (вышивка, резьба по дереву), макеты:
крестьянская изба, крестьянское подворье),  куклы в национальных костюмах, дидактические игры.
Материал, дающий детям первоначальное представление
 о православии:  подборка иллюстраций с изображением  храмов, макет храма, детская Библия.
Художественная литература ( сказки, былины, предания).
Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей  в других странах, их обычаях. Традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство  патриотического  воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждениях образования должна быть:

  • содержательной и насыщенной в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, содержанием образовательной программы дошкольного образования , образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования;
  • трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом меняющихся интересов и познавательных возможностей воспитанников;
  • полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре);
  • вариативной для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;
  • доступной для воспитанников, в том числе для воспитанников с ОПФР;
  • безопасной для воспитанников, обеспечивающей надежность и безопасность использования всех ее элементов, соответствующей возрастным и психофизическим особенностям воспитанников.

В этом учебном году большое значение придается формированию гражданственности и патриотизма в учреждениях образования и в условиях семейного воспитания.

Приоритеты воспитания детей дошкольного возраста закреплены в Кодексе; Программе патриотическог7о воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы.

Важнейшим показателем сформированности у воспитанников гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения.

Изучение государственной символики в учреждениях образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей воспитанников.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе воспитанников в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование представлений о государственных символах РБ, государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, основных достопримечательностях малой  родины и города Минска – столицы РБ;                                                                     в старших группах – о Государственном флаге РБ,  как одном из национальных символов, элементах государственного герба РБ, формирование  гордости и уважения к государственным символам РБ, осознание себя гражданином РБ, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага РБ и исполнения Государственного гимна РБ и др.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования : «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» и др.

Воспитание у детей дошкольного возраста  уважения к государственным символам РБ рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования, так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.

Для ознакомления воспитанников с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагога, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды (при встречах с ветеранами войны и труда);
  • привлечение внимания воспитанников к изображениям символов нашего государства, встречающихся в повседневной жизни, приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; прослушивание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагога о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнения)  гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с воспитанниками о том, где и когда используется государственная символика (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов – победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);
  • наблюдение во время прогулки и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников.

В работе по гражданско- патриотическому воспитанию существенное значение имеет создание   предметно-развивающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В младших группах основная цель патриотического воспитания – ознакомление с ближайшим окружением.

  1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» ( родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);

- иллюстрации по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);

-фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

-тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» ( девочки и мальчики, игры  в разных ситуациях, занятия и т.д.);

-  иллюстрации, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

- дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»);

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной : макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДУ),  фотографии и иллюстрации, открытки, альбомы.

3. Материалы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры: предметы старины, бел. игрушки (куклы из льна, соломы, ткани, ниток); куклы из дерева, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (свистульки, глиняные игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву); куклы в национальных  костюмах.

4.Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя группа.

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город, поселок и его достопримечательности», «Государственная символика», « Знаменитые люди, земляки», «Приобщение к истокам белорусской народной культуры».

  1. Пополняются материалы по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики.
  2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, поселка и его знаменитым жителям, городской флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
  3. Материалы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры: бел. игрушки, куклы, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства; различные макеты (крестьянская изба, крестьянское подворье); куклы в национальных костюмах, дидактические игры.
  4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.)
  5.  Государственная символика  (флаг, герб).
  6. Материалы, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа.

Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым Белорусии.

  1. Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы “Герб моей семьи”, “Генеалогическое древо”.
  2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: “История возникновения города”, “Промышленность города”, “Наука, образование и культура”, “Знаменитые земляки”, “Город Гродно в годы сВеликой Отечественной войны”, “ Наше духовное наследие” , “Достопримечательности города”, “Архитектура”, “Спорт”. Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика города. Макеты.
  3. Тематическая папка “Мой край”: карта и символика Гродненской области; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история города,  поселка  и их настоящее; сельское хозяйство).
  4. Карта Белорусии. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах Белоруси, о природных зонах,  о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика Белоруси (герб, флаг, гимн).
  5. Тематические папки с иллюстрациями: “Наши предки – славяне”, “ Великая Отечественная война”, “ Наша армия”,                                            “ Памятники воинской славы”. Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (древняя крепость, воепнная техника).
  6. Материалы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуре: иллюстрации и тематические папки “Предметы старины”, “Из истории бел. костюма”, “Народные праздники”, “Народный календарь”,  бел. игрушки, куклы из соломы, льна. ткани, обереги, предметы декоративно-прикладного искусства (вышивка, резьба по дереву), макеты:

крестьянская изба, крестьянское подворье),  куклы в национальных костюмах, дидактические игры.

  1. Художественная литература ( сказки, былины, предания).
  2. Глобус, карта мира (для детей). Иллюстрации, рассказывающие о жизни людей  в других странах, их обычаях,  традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.

Каждый год во вторую неделю мая в нашей стране отмечают День Государственного герба и государственного флага Республики Беларусь.
 Любовь и уважение к Родине, гордость за свою национальную принадлежность выражаются через эмоциональное отношение к государственной символике. Именно поэтому приобщение к государственным символам – одна из задач патриотического и  общественного воспитания детей и молодёжи.
Работа по формированию у детей представлений о символах белорусского государства и Беларуси  должна проводиться систематически, целенаправленно и планомерно. В микрокабинетах воспитателей и информационно-методическом кабинете подобрана: научно-методическая литература, наглядный материал, конспекты занятий, картотека дидактических игр, консультации и информация для родителей. В средних и старших группах размещена государственная символика Республики Беларусь.
Формирование у воспитанников представлений про символы  государства должны осуществляться как в специально организованной , так и в нерегламентируемой  деятельности.
Тема недели в старшей группе «Символы моей страны».
1 день.
Занятие по образовательной области «Ребенок и общество»
Тема: «Символы нашей страны»
Программные задачи: продолжать формировать представления детей про государственные символы Республики Беларусь (герб, флаг, гимн); развивать элементарные навыки общения на белорусском  языке, внимание,  память, мышление; воспитывать патриотические чувства, уважительное  отношение к государственной символике.
Занятие по образовательной области «Искусство» : лепка
Тема: «Сноп колосьев».
Программные задачи: формировать умение детей передавать характерные особенности предмета (пшеничный колос), используя различные приемы и способы лепки; развивать интерес к совместной художественной деятельности; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Нерегламентируемая  деятельность
Общение:
- Рассуждения  «Зачем государствам нужен герб, флаг и гимн?»                          Цель: систематизировать представления детей о     значении государственных символов; совершенствовать умение слушать и понимать высказывания других.
-Беседа «Как нужно себя вести, когда звучит государственный гимн?»                     Цель:  уточнить представления о правилах поведения во время звучания государственного гимна; развитие активной речи.
Художественная деятельность:
Знакомство с стихотворением «Символы моей страны» Н.Гольперовича.
Цель: развивать умение понимать содержание поэтического произведения.  Рисование «Нарисуй растения, которые изображены на гербе Республики Беларусь». Цель: развитие умения использовать различные изобразительные материалы.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Найди флаг и герб нашей страны» Цель: закрепление представлений о государственных символах Беларуси;
Дидактическая игра «Где можно увидеть герб и флаг Республики Беларусь»
Цель:  закреплять представления о гербе и флаге Республики Беларусь. Детям необходимо подобрать карточки с  видами объектов и предметов, на которых может быть размещен герб или флаг Республики Беларусь.
 Белорусская народная  игра «Барада». Цель6 закрепление навыков бега с ловлей  мяча.
Познавательно-практическая деятельность:
Наблюдения «Мой родной край, моя Родина». Цель: воспитание патриотических чувств.
Наблюдения за флагом на фасаде здания детского сада. Цель: развитие познавательных процессов, умений рассуждать.
Рассматривание гербов на монетах различных государств.
Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, делать выводы.
Сравнение герба и флага Республики Беларусь с гербами и флагами соседних стран. Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Трудовая деятельность:
Ручной труд «Наш флаг» Цель: развивать умение создавать поделки из бумаги.
2 день.
Интегрированное занятие по образовательным областям «Ребенок и природа», «Развитие речи и культуры речевого общения»
Тема: «Аист -  символ земли белорусской»
Программные задачи: формировать представления детей об особенных признаках аиста, о том, что он является символом Беларуси , упражнять в правильном произношении звуков  г, ч, т, д, составление рассказа по схеме, в употреблении одиночного и множественного числа существительных; развивать речевые способности, наблюдательность, мышление, воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к Родине.
Занятие по образовательной области «Искусство»: конструирование
Тема: «Аист»
Программное содержание: формировать у детей конструктивные навыки в создании поделок из бумаги; развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к птицам.
Нерегламентируемая  деятельность
Общение:
- Беседа «Беловежские зубры» Цель: расширить представления детей об особенностях зубра; совершенствование умения участвовать в диалоге.
- Рассматривание серии иллюстраций «Животные белорусских лесов»                  Цель: пополнить знания детей о животном мире, воспитывать бережное отношение к природе.
Художественная деятельность:
- Заучивание стихотворение «Бусловы боты» В. Гардея;
 Цель: создание условий для  практического овладения детьми художественно-речевой деятельностью, развитие внимания, памяти, умения выразительного исполнения поэтических произведений.
Аппликация «Узор из васильков и клевера» .Цель: учить составлять композицию из цветов, закреплять навыки пользования ножницами.
Игровая деятельность:
-Дидактическая игра «Найди символы Беларуси»
Цель: уточнить представления о символах Беларуси (зубр, аист, василек, цветок льна, клевер, сосна). Детям необходимо с карточек выбрать те, на которых изображены символы Беларуси.
- Белорусская народная игра «Садзі лянок». Цель: развитие координации движений, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Познавательно-практическая деятельность:
- Наблюдения в природе  «Определим погоду по народным приметам».  Цель: развитие наблюдательности, умения  использовать на практике народные приметы. 
- Сравнение цветов льна и василька. Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения делать простейшие выводы.
- Обследование пшеничного колоса и волокон льна. Цель: формирование умения обследовать объекты, выделять характерные особенности, качества; развитие познавательного интереса.
Трудовая деятельность:
- Уход за растениями в уголке природы.  Цель: развитие умения и желания ухаживать за растениями, самостоятельно определять необходимость полива и рыхления почвы.

Дыдактычныя гульні, якія можна выкарыстоўваць у рабоце з дзецьмі старэйшай групы

 Дыдактычная гульня “Знайдзі патрэбнае”
Дзецям прапануюць карткі з выявамі каласоў жыта, кветак (лен, канюшына, васількі, рамонкі), зорак (пяціканцовая, шасціканцовая), сонца, месяца, зямнога шара, чырвона – зяленай стужкі, контураў Беларусі, Расіі. Ім трэба выбраць карткі, на якіх адлюстравана тое, што ёсць на выяве герба Рэспублікі Беларусь. Затым на мальберце размяшчаецца карта з яго выявай, дзеці правяраюць, ці правільна выканалі заданне.
Выхавальнік у час гульні расказвае пра тое, што сімвалізуе кожны элемент герба Беларусі:
Зямны шар – сімвал сяброўства і партнерства. Беларусы вельмі добразычлівыя і мірныя людзі, падтрымліваюць добрыя адносіны з іншымі народамі свету;
Сонца, якое ўзышло нал зямлей – знак жыцця. Дзякуючы яму мы жывем, яно дае святло і цяпло ўсяму жывому;
Вянок з жытневых каласоў – знак памяці і сувязі з продкамі, сімвал уражаю, квітнення, багацця;
Чырвона – зяленая стужка сімвалізуе колеры сцяга Беларусі;
Канюшына – сімвал сувязі са светам жывел. Каровы, коні, козы, авечкі, якія разводзяць беларусы, вельмі любяць харчавацца канюшынай;
-Лен – гэта дабро, дастатак, праца. Спакон вякоў нашы продкі вырошчвалі лен, з якога рабілі тканіну і шылі вопратку.

Дыдактычная гульня “Складзі сцяг Рэспублікі Беларусь”

Дзеці падзяляюцца на дзве каманды, у кожнай – камплект палосак (вузкія і шырокія  чырвонага, зяленага , жоўтага і чорнага колераў, белыя – з розным арнаментам). Неабходна выбраць патрэбныя і скласці з іх сцяг Рэспублікі Беларусь. Затым на мельберце размяшчаецца картка з яго выявай, дзеці правяраюць, ці правільна выканалі заданне.
Кожны колер нашага сцяга мае свае значэнне. Чырвоны – сімвал сонца, адвагі, радасці і шчасця. Што абазначае зялены колер сцяга? Гэта колер цудоўнай прыроды нашай Радзімы. Белы колер – колер чысціні і свабоды. Сцяг беларусі мае адну важную асаблівасць – народны узор. Ен называецца арнамент. Арнамент сімвалізуе працавітасць і майстэрства людзей.